Kyary Pamyu Pamyu поёт и переизобретает кавай
В апреле
Avril Lavigne выпустила клип на свою песню "Hello Kitty", в которой канадская звезда бродит по центру Токио, ест суши и выкрикивает различные фразы на японском. Множество критиков были в ужасе от клипа, возмущены роботоподобной подтанцовкой и "наглым присвоением" японской культуры. Всё это были правомерные замечания, но мало кто отметил, с кого конкретно Аврил явно взяла пример. А это была выросшая в знаменитом токийском районе
Harajuku модная блогерша, ставшая моделью, а потом J-pop-певицей
Kyary Pamyu Pamyu. Аврил не только передразнила её любовь к украшениям из сладостей, но и сняла большую часть "Hello Kitty" прямо "на районе" у
Кяри, даже станцевала в магазине одежды, для которого
Кяри работала моделью в начале своей карьеры. Это была явная попытка сымитировать её визуальную эстетику, которая не прошла незамеченной среди японских зрителей. И Аврил, конечно, не стала бы копировать кого попало.
21-летняя
Кяри - это самое горячее, что есть сейчас в японской поп-музыке, а может быть, и во всей культуре. Её лицо смотрит с обложек модных и лайфстайл-журналов, которые читают все: от детей до домохозяек. Она на ТВ и радио. Её присутствие неизбежно на рекламных щитах и дисплеях по всему Токио. Но наиболее заметна она в интернете. У неё больше 1,6 миллиона подписчиков, что делает её самой популярной японской знаменитостью в Твиттере, её клипы на Youtube регулярно собирают десятки миллионов просмотров, а её дебютный сингл "
PonPonPon" стал по-настоящему глобальным вирусом — его посмотрели более 70 миллионов раз.
Успех
Кяри - это одновременно и доказательство силы очаровательности, и разрушительный ответ на неё. На первый взгляд, она практически неотличима от сотен других молодых и красивых поп-икон, которых японская фабрика звёзд штампует как на конейере.
"За что её особенно легко полюбить, так это за то, что она далеко не самая красивая девушка в Токио. Она вообще-то обыкновенная, — говорит Манами Оказаки, автор книги "Кавай: японская культура очаровательности", — она не слишком очаровательна, не слишком талантлива, не слишком красива. Обычная девушка может сравнить себя с ней".
В то же время
Кяри что угодно, но не "обычная девушка". Взгляните ещё раз, и сразу станет понятно, что здесь что-то не так: её миленький портрет в отделанном оборками платье испорчен потоком густой красной крови, вытекающей из одной из её ноздрей. На обложке её второго альбома "
Nanda Collection" она изображена в шарфе из перьев, платье китайского покроя и в белокуром парике. С нижней половиной лица, заслонённой гигантскими увеличенными губами и такими же выпирающими неровными зубами. На плече сидит кукла-двойник с разинутым ртом, в котором зубов и вовсе не хватает.
Для
Кяри кавай - это всё, что выбивает тебя из чувства баланса и нормальности и вызывает невольное чувство удовольствия в ответ. Это может быть вещь, жест, картинка, персонаж. Это может быть что-то ласковое и трогательное, или что-нибудь странное и дикое. Если это что-то заставляет вас сказать "О!", "А!" или "У-у-у!", то Кяри считает, что у этой вещи есть черты кавая.
"Всё может быть кавайным! — утверждает она. — На самом деле, для меня нет ничего, что не было бы кавайным, даже если вы попытаетесь меня в этом разубедить. Потому что я что угодно могу окаваить!"
В центре личности
Кяри всегда была борьба тяги к свободе и внешнего контроля. Будучи подростком, Кяри не особо интересовалась учёбой. Ко времени, когда она пошла в старшую школу, плохие оценки стали причиной постоянных ссор с матерью, которую
Кяри описывает как спартанку и педанта. В
Кяри горело желание избавиться от всего этого и предаться самовыражению. В конце концов, она стала выплёскивать напряжение через модные наряды, влившись в ряды фантастически одетых девушек из
Harajuku, которые благодаря таким блогам как "
TokyoFashion" и фотоальбомам вроде "
FRUiTS" были неиссякаемым источником вдохновения для всех интересующихся уличной модой.
Мама не одобряла подобные устремления, постоянно останавливаа дочь на выходе из дома и требовала, чтобы та надела что-нибудь, в чём не выглядела бы, как сумасшедшая. Чтобы обхитрить маму, Кяри начала носить с собой с чемодан на колёсиках со сменной одеждой. Она выходила из дома в обычной одежде, доходила до ближайшего общественного туалета и там переодевалась в свой
Harajuku-прикид. [caption id="attachment_11277" align="alignright" width="231"]
Первая фотография Кяри в журнале "KERA". Кяри в красной рамке слева.[/caption] Упорство и находчивость были вознаграждены: её нашли скауты "
KERA", одного из топовых журналов, следящих за уличной модой. За уличной фотографией последовала студийная фотосессия, и вскоре она стала "народной моделью". Что, в свою очередь, привело к взрыву популярности её блога в соцсети Ameba, в который она выкладывала ежедневные отчёты о своих приключениях и новых нарядах. В результате всего этого, как-то раз
Кяри в качестве "приглашённого диджея" оказалась на вечеринке, организованной продюсером
Ясутакой Накатой. Их случайное знакомство привело к совместной работе, из которой родился "
Moshimoshi Harajuku", дебютный музыкальный альбом
Кяри, и песня, которая нанесла её на карту мира — “
PonPonPon”.
Но, как осторожно говорит Наката: "Музыка это всего лишь одна сторона Кяри. Она такая клёвая, потому что можно в ней можно увидеть и кое-что кроме музыки," — в её блоге, в соцсетях и, конечно, в её экставагантных клипах.
Экстравагантных это ещё мягко сказано. “
PonPonPon” начинается как довольно стандартный для J-pop клип.
Кяри стоит в чудаковатом, как из манги, костюме, окружённая реквизитом в виде сладостей и броскими спецэффектами. Потом всё становится... странным. Микрофон и подставка вытягиваются из уха
Кяри. Пара жирных танцоров с ягодами вместо голов начинают скакать в ногу с жеманными движениями
Кяри. Выпрыгивая из различных отверстий в декорациях, появляются плавающий череп, вырванное сердце и гигантская бедренная кость.
Кяри открывает рот, и из него вылетает стая ворон. Потом каскад глазных яблок. И ещё плавающие пончики и летающая акула. Комбинация милого и шокирующего выбивает из колеи даже больше, чем какое-нибудь хоррор-видео. Похоже на инстаграм леденцовых цветов, сделанный изнутри психического срыва. http://youtu.be/pb3IdLdIc6s
"Гротеск - это моя ответная реакция на общепринятый кавай, — говорит Кяри. — В детстве моя комната была розовой, но у меня были полки с мангой на разные неприятные и страшные темы. Это две стороны меня. Если подумать, я всегда была довольно странным ребёнком. Вокруг меня всегда был гротеск, поэтому он теперь и стал частью моего мировоззрения".
Произведённые богатым воображением
Кяри наряды и сюрреалистические клипы сделали её одной из главных японских певиц и самой известной за рубежом японской звёздой. За пределами родины она всё ещё не выходит за рамки своей ниши, но уже смогла собрать фанатскую базу, которой хватило, чтобы распродать тур на трёх континентах и завоевать таких поклонников, как
Ryan Hemsworth,
Grimes и
Katy Perry. Но западные медиа фокусируются почти исключительно на визуальной её составляющей. Множество хвалебных статей и ревью написано о её "своеобразной", "красочной", "чудной" стороне. Музыка обычно идёт довеском. Однако песни Кяри гораздо более сложны, чем предполагают все эти эпитеты, и её третий полноразмерный альбом "
Pika Pika Fantajin" обращает внимание на разнообразие в её репертуаре. Несмотря на то, что это наименее непротиворечивый её релиз на сегодняшний день, он подтверждает, что она больше чем ещё один странный японский мем.
Кяри повезло, что песни ей пишет
Наката, один из самых известных японских продюсеров последнего десятилетия. Для своего личного проекта
Capsule и для штурмующего чарты трио
Perfume он сочиняет прилипчивую музыку, которая заполняет собой разрыв между сибуя-кэйем из 90-х и современным более максималистским электропопом.
Работа с
Кяри позволила ему экспериментировать, что вылилось в напичканный въедливыми мелодиями альбом "
Nanda Collection" 2013 года, который оказался для
Кяри своебразным вдумчивым взглядом на начало взрослой жизни. "
Fantajin" не настолько глубок с точки зрения лирики, но не отстаёт по части въедливости благодаря синглам. "
Mottai-Nightland" — хороший мостик к материалу погорячее, эта песня несётся вперёд без передышки. “
Kira Kira Killer” ещё лучше, на всём альбоме это самая подходящая для радио песня. Наката построил её из тех же колокольчиков и цифровых вистлов, что и “
Mottai-Nightland”, но добавил пружинящий припев, в котором каждый звук просто сияет, а жизнерадостный голос
Кяри делает общую картину ещё милей.
Эти песни не покидают японского телевидения и радио с момента релиза, но это не просто из-за их прилипчивости. Многие J-pop-синглы создаются в нагрузку к рекламным кампаниям. Рекламодатели обращаются к артистам, дают общую идею того, что хотят увидеть, и разрешают додумать всё остальное. Обе вышеупомянутые песни
Кяри — саундтреки из рекламы мобильных телефонов, в то время как ещё одна песня с "
Fantajin", "
Yume no Hajima Ring Ring", используется в качестве музыкальной темы в приложении для поиска съёмных квартир. Однако в отличие от многих своих коллег,
Кяри и
Наката отказываются подходить к подобной работе спустя рукава. Они стараются создавать не просто одноразовые джинглы. В то время как другие песни, ориентированные на выкускников (которым скоро может понадобиться съёмное жильё), это тягучие баллады, меланхоличная "
Yume" стремится вперёд под игривые гитары и взволнованный текст, в котором больше чувствуется обеспокоенность будущим, чем ностальгия. Даже в "
Family Party", созданной в качестве музыкальной темы для анимационного фильма,
Кяри, по крайней мере, экспериментирует с жизнерадостным чиптюном, который отлично использует предоставленный ему короткий отрезок времени.
Самое интересное в "
Fantajin" можно найти в треках, которые представлены только в этом альбоме. В “
Serious Hitomi” самые агрессивные гитары из всех песен
Kyary Pamyu Pamyu, но эта вызывающая манера игры выбрана для песни о глубокой застенчивости, и преображается в один из самых аппетитных припевов на всём альбоме. А самая яркая вещь на "
Fantajin" ещё и самая изощрённая. “
Sungoi Aura” звучит, как глупый бродвейский музыкальный номер, а не попсовая песня, но с точки зрения текста отражает самую умную сторону
Кяри, а
Наката должен был действительно вылизать все детали (ох уж эти стильные фортепианные вставки!), чтобы "продать" слушателю эту театральную ужимку.
Постоянно превозмогать себя означает, однако, что иногда придётся и растянуться плашмя. У страшненькой полувальсовой атмосферы в “
Koi Koi Koi" слишком быстро кончается завод, а заключительный трек “
Explorer” представляет из себя рыхловатый продукт, который выставляет на показ вокал
Кяри, которой просто не хватает связок, чтобы взять высокие ноты, до которых она тянется в этой песне. Самым же большим промахом на "
Fantajin" и, пожалуй, худшей песней за всю её карьеру стала “
Ring a Bell” — её первая попытка исполнить что-нибудь полностью на английском. Довольно странно, что она вообще появилась, учитывая, что всё увеличивающейся армии зарубежных фанатов всё равно, может ли
Кяри петь на английском. Звучит песня, как заставка к плохой детской ТВ-программе, в которой идей нет и на 30 секунд, но которую зачем-то растянули аж на 4 минуты. "
Fantajin" местами оступается и в целом чувствуется, что это переходный альбом, но его смесь новых звуковых находок и неразбавленных поп-лакомств очень способствуют приятному прослушиванию, подчёркивая тот факт, что
Kyary Pamyu Pamyu не просто ещё одна Youtube-аномалия. Всё больше людей это замечают: сейчас
Кяри работает над новой музыкой с экстравагантным продюсером
Sophie и французским проектом
Yelle, что обещает стать весьма интригующим развитием её карьеры.