АниЛикбез: в Лабиринте Анимешных Типов
Как все мы знаем, аниме сегодня – это мощная отрасль японской медиа-индустрии, которая продолжает развиваться стремительными темпами. Создатели аниме пытаются всячески угодить фанатам и разнообразить анимешную нишу: экспериментируют с жанрами и разрабатывают новые форматы. На этом фоне появляется множество произведений, жанр и тип которых с первого взгляда определить затруднительно. Кроме того, расширяется аниме-терминология, вводя фанатов (особенно за пределами Японии) в глубочайшее недоумение. И если в анимешных жанрах мы с вами ещё худо-бедно разбираемся (большинство из нас в состоянии отличить сёнен от сёдзё и яой от юри), то вот с форматами дела обстоят сложнее.
Зачастую только бывалым анимешникам под силу отличить
OVA от
спешла, не прибегая к помощи посторонних источников. Нередко мы смотрим аниме и где-то на середине задаёмся вопросом: «а что это вообще такое? Кажется, сериал, но что-то серии какие-то короткие…»
Специально для тех, кто нередко блуждает в лабиринте анимешных типов, мы создали сегодняшний
АниЛикбез, где разобрали всё по полочкам. Что ж, давайте зайдём в наш лабиринт, и вы убедитесь, что не такой уж он и запутанный.
Тип (или
формат)
аниме – это способ распространения анимационной продукции. Её можно распространять по телевидению, на видеоносителях, через Интернет или показывать в кинотеатрах, как и анимацию других стран.
Вообще, форматы аниме начали существенно отличаться друг от друга к середине
20-го века. До этого времени существовало всего два типа: профессиональная анимация и любительская. Профессиональная снималась на маленьких студиях, удовлетворяла требованиям японского правительства и официально показывалась в кинотеатрах. Любительская рисовалась, грубо говоря, «на коленке», по глубине содержания нередко обходила профессиональную и демонстрировалась публике подпольно (оттого большая её часть и была утеряна). Оба типа имели одинаково малый хронометраж (от 5-ти до 30-ти минут). Однако вскоре появились полнометражные фильмы, а после – сериалы, транслируемые по ТВ. На сегодняшний день мы имеем
7 основных форматов аниме, которые ещё разделяются на подформаты и под-подформаты.
Выбранный создателями формат ощутимо влияет на суть произведения, ибо существенно различаются и производственные процессы, и бюджеты, и условия просмотра.
С этим типом аниме мы с вами сталкиваемся чаще всего. Начиная с
1960-го года, когда
Осаму Тедзука разработал концепцию аниме-сериалов, в её положениях мало что изменялось.
TV-сериалы – это аниме, состоящие из множества небольших (обычно
20-25 минут, но встречаются сериалы с более длинными или короткими эпизодами) серий, предназначенные для показа по телевидению с определённой периодичностью. Большинство таких произведений после полного выхода по ТВ, поступают в продажу на
DVD и
Blu-Rey дисках.
TV-сериалы подразделяются на односезонные и многосезонные.
Это вид сериалов, в которых
2 и более сезонов.
Главная ошибка с распознаванием этого типа кроется в том, что многие начинающие анимешники считают, будто новый сезон начинается со сменой
опенинга. Из-за этого распространённого среди новичков мнения часто можно наткнуться на информацию о том, что в
Тетради Смерти 2 сезона или в
Бличе 16. На самом деле, это не так. И Тетрадь, и Блич являются односезонными аниме, ибо транслировались по ТВ без больших (от 2-х до 3-х недель) перерывов.
Чаще всего такая неразбериха происходит именно вокруг
долгоидущих сёненов, так как фанаты путают смену
сезона со сменой
арки. Однако нередки случаи, когда зрители воспринимают понятие «сезон» буквально и ведут отчёт по временам года. Осенний сезон Ван Писа… Зимний сезон Ван Писа…Летний… Таким образом, люди, ведущие сезоноисчисление по такому принципу, смотрят уже где-то
62-ой сезон Большого Куша.
Чтобы отличить банальную смену опенинга от нового сезона и определить, сколько же их в сериале, достаточно выяснить: был ли перерыв между трансляциями. Обычно такой перерыв выходит продолжительностью от
12-ти до
24-х недель, но нередки случаи, когда нового сезона фанатам приходится ждать по несколько лет.
Так же, редко, но случается, что второй сезон выходит вслед за первым
сразу. В таком случае, чтобы не запутать себя и окружающих, лучше следить за новостями и слушать, что говорят по этому поводу сами создатели. Кроме того, хорошим способом избежать путаницы является ведение
анимелиста на специальных сайтах. Ошибок на них обычно не допускается.
Примеры:
Сказка о Хвосте Феи (2 сезона),
Гинтама (5 сезонов),
Сейлор Мун (5 сезонов)
Это сериалы, в которых
только 1 сезон, а выход серий происходит с определённой периодичностью, без долгих перерывов.
Односезонные аниме, в свою очередь подразделяются на
многосерийные,
малосерийные и
средние:
11-13 серий или
22-26.
Это стандартная длина одного сезона. Вообще, весь анимешный год поделён на 4 сезона:
зимний (с конца декабря-начало января по конец марта-начало апреля),
весенний (с начала апреля по конец июня),
летний (с конца июня по конец сентября) и
осенний (с начала октября по конец декабря). В каждом сезоне, соответственно, по 11-13 недель. И раз обычно новые серии выходят раз в неделю, таким образом их и набирается 11-13.
Примеры:
СанкаРеа (12 серий),
Взрыв (12 серий),
Сатана на Подработке (13 серий)
Иногда создатели аниме бывают уверены в успехе своего проекта настолько, что решают выпустить сериал, который будет занимать сразу
2 временных сезона (осень-зима, весна-лето, к примеру). Но, так как трансляция проходит непрерывно, этот сериал принято считать односезонным, просто серии в нём выходят 22-26 недель и накапливается их соответственно в два раза больше.
Примеры:
Госик (24 серии),
Синий Экзорцист (25 серий),
Дневник Будущего (26 серий)
Это аниме, в которых
больше 30 серий. Их часто путают с многосезонными, но мы-то с вами уже знаем, в чём их принципиальная разница. К слову, особенностью многосерийных, да и вообще любых односезонных сериалов является то, что они когда-нибудь, если повезёт, станут многосезонными.
Примеры:
Вельзепуз (60 серий),
Реборн (203 серии),
Ван Пис (>600 серий, онгоинг)
Это аниме, в которых
меньше 10 серий. Такие сериалы, в основном, редкость для аниме-индустрии. Обычно это либо малобюджетные проекты начинающих режиссёров, либо сериалы, рассчитанные на
2 сезона, но по каким-либо причинам не получившие продолжения. Но бывают и приятные исключения.
Примеры:
Стрелок с Чёрной Скалы (8 серий),
Бизнес-Игрок (3 серии)
Сокращение от англ.
Original Video Animation. В рунете можно наткнуться на такой транслит как ОВА, ОВАшка.
Ещё один часто встречающийся формат японской анимации. Его особенность заключается в том, что большинство произведений распространяются на
видеоносителях, а не транслируются по ТВ (хотя в наше время и такое бывает).
Этот тип довольно старый, первые ОВы были выпущены ещё в
1970-х годах. Раньше этот тип аниме был самостоятельным. Чаще всего аниме такого формата снимались по не очень популярной, но достаточно известной манге. Делалось это для того, чтобы проверить реакцию фанатов и решить, запускать полноценный сериал по ТВ или нет.
В наши дни ситуация стала обратной: большинство ОВА снимаются в качестве дополнения к популярным произведениям. Это может быть как продолжение сериала, так и ответвление от сюжета. Характерного для ОВы хронометража не существует. Продолжительность эпизода может быть длиной как в
5, так и в
55 минут.
Примеры: Бездомный Бог,
Сказка о Хвосте Феи,
Школа Мертвецов
По своей сути спешл напоминает ОВу, из-за чего их и путают. Но одно принципиальное отличие всё же есть: спешл – это исключительно дополнение к существующему произведению, в то время как ОВА может быть и изначальной историей.
Примеры:
Ван Пис - Эпизод Нами,
Чудачество Любви не Помеха - Яркое и Весёлое Рождество,
Синий Экзорцист - Путешествие Куро
Это аниме, предназначенные для показа в
кинотеатрах.
Так как японцы больше любят снимать и смотреть сериалы, анимационных фильмов выпускается значительно меньше, однако по качеству они, в основном, значительно лучше.
Анимационные фильмы так же бывают
2-х видов: полнометражные и короткометражные.
Это показанные в кинотеатрах фильмы продолжительностью
меньше 60-ти минут.
Примеры:
В Лесу Мерцания Светлячков,
Дом из Кубиков,
Чей-то Взгляд
Это показанные в кинотеатрах фильмы продолжительностью
больше 60-ти минут. Таких аниме-фильмов большинство, поэтому они разделяются (правда, неофициально) на ещё две группы: фильмы и мувики.
Вообще, это неофициальное название формата, придуманное в Рунете. Так российские анимешники часто называют полнометражные фильмы, снятые по какому-то известному
сериалу. Понятие «мувик» не распространяется (обычно) на творения
Миядзаки или прочую оригинальную анимацию. А вот про фильмы Наруто чаще всего говорят именно: мувики.
Примеры: Сказка о Хвосте Феи - Жрица Жар-Птицы ,
Синий Экзорцист,
Ван Пис
Под определение этого формата попадает, соответственно, вся оригинальная полнометражная анимация, показывающаяся в кинотеатрах как в Японии, так и часто за её пределами.
Примеры:
Сад Слов,
Унесенные Призраками,
Ходячий Замок
Среди всех здесь представленных форматов этот – самый молодой. Относительная его новизна обусловлена спецификой распространения. ONA-аниме распространяются только в сети
Интернет, соответственно, появились они примерно в то время, когда интернетом стали активно пользоваться.
Обычно ONA – это
мини-сериалы продолжительностью не больше 15-ти минут. Они выкладываются на сайтах какого-либо канала или студии. В последнее время всё больше студий имеют свой канал на
YouTube, так что большинство ONA можно найти именно там.
Примеры:
Звездное Небо,
Врата Штайнера - IBM episodes
Этот формат аниме балансирует на тонкой грани между профессиональной анимацией и творчеством фанатов.
Обычно клипами называют оригинальную анимацию, положенную на музыку известных японских исполнителей. Их создают с рекламной целью, чтобы пропиарить ту или иную звезду, а иногда и целую студию. Так, например, у студии
КЛАМП есть несколько музыкальных клипов.
Примеры:
CLAMP in wonderland,
Прекрасный День,
Vocaloid series Теперь вы видите, что лабиринт анимешных типов не такой уж и запутанный.